Маруся (mariya_mani) wrote,
Маруся
mariya_mani

Рецензия на книгу "Пророчество Луны" Фредерика Ленуара

Мне этот роман с самых первых страниц показался в чём-то похожим на «Имя розы» Умберто Эко, который я прочитать не смогла — не пошёл совершенно, хотя я старалась. Но зато с удовольствием почитывала у Эко «Как написать диплом»; ребята, как же это весело, оказывается, диплом писать!! Нам, студентам-библиотекарям, книгу Эко «Как написать диплом» рекомендовали в списке литературы для подготовки к написанию диплома. Но я отвлекалась.

А роман Фредерика Ренуара «Пророчество Луны» и впрямь похож на роман Эко: есть в нём что-то такое обстоятельно-серьёзное, переносящее читателя в год 1545-ый, в маленький монастырь в Италии, что делает книгу такой живой и яркой. Так и кажется, что я нахожусь там, в маленьком монастыре, вижу монахов, их жизнь; нравы крестьян с представлениями о суевериях (кстати, суеверия — опасная вещь: эти крестьяне были готовы сжечь женщину только за то, что у них в деревни стало больше умирать людей, и началось всё, когда эта женщина поселилась в лесу).

«…Монастырь бенедектинцев Сан-Джованни в Венери отличался от других тем, что в нём была иконописная мастерская. В одиннадцатом веке христианство разделилось на католическую и православную церкви, и, хотя последователи римо-католического исповедания предпочли скульптуры и витражи, в православии принято на досках изображать Христа, Деву Марию и святых. Настоятель монастыря Сан-Джованни некоторое время провел в Восточной Европе, где ему полюбились писанные на дереве иконы. Он даже послал на остров Крит для обучения двух братьев, одаренных художников. Один из них умер, зато другой, брат Анжело, до сих пор писал образа в маленькой каморке рядом с лазаретом. В монастыре было много подобных икон: в трапезной, общей зале, кельях настоятеля и приора…»

Книга, в которой настоящее и прошлое переплетены так тесно, что не отличшь, где начинается одно и заканчивается другое. Книга, по-началу показавшаяся мне историческим романом о XVI веке, чуть позже плавно перетекла в детектив, в котором есть и нотки философии, и бытовые зарисовки, и портреты героев.

«Всё началось двенадцать лет назад, в 1533 году от Рождества Христова…»

…Есть что-то загадочное в словосочетаниях «роман в романе», «рассказ в рассказе». Что-то такое, необъяснимое и чарующее. Это как будто шкатулка с двойным дном: первое просто и видно, второе же вытекает из первого, и незаметно невооружённым взглядом. Вот так и здесь, в «Пророчестве Луны», автор построил книгу по принципу «рассказ в рассказе». Из пролога читатель, погружённый в философи. эпохи Возрождения, возвращается на 12 лет назад, когда история только-только начиналась.

Фредерик Ленуар  говорит об истории Италии эпохи Возрождения, о том, что хоть Италия и была объединена единым народом, но была разобщена территориально. Я, признаться честно, даже запуталась во всех этих названиях мелких итальянских королевств и герцогств (приводить их все не буду, упомяну лишь некоторые): Савойское герцогство, Венецианская республика, Флорентийская республика, Парма, Папская область и прочие-прочие. запомнить все названия просто нереально. Мне вспомнился школьный курс истории мира! Оказалось, что хотя школу я закончила давно, но многое ещё помню. Конечно, что-то подзабыла и мне, когда я читала романа «Пророчество Луны», приходилось напрягаться и вспоминать то исторических персонажей, а то и географию.

…Это был глубокий экскурс в историю, я бы даже сказала — глобальный, потому автор упоминает реальных людей, живших в конце XVI-го века: Мартина Лютера, римского папу Павла III (Алессандро Форнезе, кстати: «хотя Папа и оказывал всякого рода поддержку своей родне, щедро наделяя церковным имуществом детей и внуков…» и чуть раньше, о новом Папе Римском: «…ему исполнилось шестьдесят шесть!..»), Джулию Гонзага, графиню Фонди. И многие-многие другие.
Автор упоминает школу Андрея Рублёва и Троице-Сергиеву Лавру, говорит о горе Афон, упоминает Москву. Приводит цитаты и говорит об Эразме Роттердамском, Аристотеле, Платоне.
Чьи-то имена мне были знакомы, а чьи-то — нет, и я строила догадки, реальный ли это персонаж или вдумка автора?
И помимо реальных людей, в книге полно тех, кто жив благодаря фантазии автора: мессир Луцио, Джованни Траторе и его младший брат Джакомо и другие.
Сейчас только поняла, что такое объединение реальных и вымышленных героев напоминает мне «Войну и мир»!


И при этом Фредерик Ленуар пишет и об истории Церкви в конце XVI-го века: о движении Мартина Лютера; о «ведьмах», которые ведьмами и не были вовсе; об избрании нового папы Римского, Алессандро Форнезе. Эти страницы заставили меня вспомнить учебник по истори Церкви — Н. Тальберг «История христианской церкви» (Москва, 2000 год). Рекомендую эту книгу.


…Но после всего вышенаписанного я чувствовала себя слегка ошалевшей, запутавшейся в именах, нравах и обычаях того далёкого времени. Да ещё и уставшей от всех философских рассуждений о жизни, о гороскопах, о влиянии звёзд на судьбу человека.
Я думала, что история Джованни — это история маленького человека в истории Италии. Помните тему маленького человека — начал её Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель» (как пишет Википедия) и продолжил Николай Васильевич Гоголь в повести «Шинель»? Вот и здесь примерно то же самое: маленький человек, никому неизвестный старший сын крестьянина из Калабрии, в Южной Италии. Он, Джованни, как песчинка в океане песка, как капелька воды в океане… Он следует по Италии за любовью, за Еленой. Я думаю, что эта Елена похожа на недостижимый идеал, к которому стремимся мы сами. Или всё же, этот идеал можно достичь, прикоснуться к нему?

Автор пишет о судьбе юноши по имени Джованни Траторе, «…сыне крестьянина из маленькой деревушки в Калабрии…» и его любви к загадочной красавице Елене: «А один из старших плотников обмолвился, что на борту корабля находятся сестра и дочь кипрского губернатора, который женат на внучке дожа. Другими словами, девушка приходится дочерью правителю и правнучкой самому могущественному человеку в Венеции. Пожилая дама её тетка, а третья женщина просто служанка, как Джованни и думал».
Принцесса и нищий. И вместе им быть невозможно, так как они принадлежат к разным сословиям: она — правнучка венецианского дожа, а он — крестьянин, и по существующему в Венеции 10 лет закону люди из разных сослових не могут вступить в брак… Мне эта запретная любовь Джованни и Елены напомнила почему-то историю о Ромео и Джульетте, хотя между ними и нет ничего общего, но напомнила чем-то так неуловимо: «Воплощение ненавистной силы себе на беду я полюбила»


Знаете, когда я сегодня дочитывала роман, то нашла вот диалог, говорят еврейка Есфирь и Джованни Траторе:
«…А как же та женщина, которую вы так любили, ради которой всё покинули?
Я всё ещё люблю её и буду любить всегда. Но знаю точно, что не буду пытаться увидеть снвоа. Судьба развела нас. раз и навсегда. Она как будто бы живёт в другом мире, и я больше не чувствую ни страсти, ни влечения…»
И добавить нечего.

Разве что, ещё раз написать, что это роман о судьбе маленького человека… И о двух женщинах, которых он любил и которые его любили.



…Когда я дочитала роман, то вспомнила романс «Ямщик, не гони лошадей»: «Русский романс, созданный в начале XX века. Слова были написаны поэтом Николаем Александровичем фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е гг. в России. Был запрещён в РСФСР в 1920 году». Вспомнилась строчка из этого романса: «Ямщик, не гони лошадей. Мне некуда больше спешить, мне некого больше любить…»



Tags: "социально-психологическая драма", историческая проза, рецензия, с букмикса
Subscribe

  • Неловкие моменты в жизни

    Бывает так, что с человеком уже не общаешься, жизнь развела или сама прекратила общение, а потом - раз - и встречаешь какую-нибудь его новость в…

  • Никуда я не пропала, просто...

    ...как-то и мыслей для записи нет, и ремонт потолка все нервы попортил (о, про наш новый потолок надо написать отдельно - это нечто). Пишу сейчас, и…

  • Одним хорошим человеком в мире стало больше

    Моя знакомая из г. Барнаула, Лиля, 29.10. 2019 в 23:40 по-местному времени, родила девочку, Свету!! Лиля вчера легла в больницу, а сегодня, в 20:33…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments