Маруся (mariya_mani) wrote,
Маруся
mariya_mani

"Последние дни Помпеи"

... теперь ты мне скажи,
Художник кесарей, маститый мой Ветрувий,
Зачем Помпеи ты на лаве воздвигал,
Как будто бы не помнил и не знал,
Что сердце у твоей Италии - Везувий?
Л. А. Meй
... Книжная серия "Словом и кистью". Кистью Карла Павловича Брюллова рождён шедевр - "Последний день Помпеи". Словом Евгении Тур написан роман "Последние дни Помпеи". Словом и кистью создаётся единая картина гибели античного города Помпеи в 79 г. н.э. Два разных взгляда на одно событие, и как по-разному воспринимается...

И если картину Брюллова знают и видели многие, то многим ли знаком роман Евгении Тур? Нет, а когда-то, на рубеже веков были интересны романы и повести, но сейчас - это одна из забытых книг, да и авторов тоже. В "Литературной энциклопедии" (М., 1929—1939. Т. 1—11), в статье, посвящённой Евгении Тур читаем мнение о повестях для детей: "...насыщены романтикой, мистикой, религиозной экзальтацией, далеки от реальной жизни." Мне трудно сказать, так ли это - из прочитанного у автора: "Катакомбы", "Последние дни Помпеи", "Княжна Дубровина". Может, стоит учитывать время издания "Литературной энциклопедии" (1929-1939 гг.) и сделать поправку на то время, когда были написаны эти произведения? И не относитсся слишком строго к роману.



...Перед нами - история последних дней жизни Помпеи; жарких, душных днях конца августа месяца 79 г. н.э. "В нашем повествовании проишествия обильны и быстро приближаются к той катастрофе, которая завершила блестящую жизнь Помпеи и превратила очаровательный и изящный город в груду пепла. Поспешим же рассказать то сплетение нитей, которое из людей равнодушных друг к другу сделало непримиримых врагов и скрепило узами любви тех, кто чувствовал друг к другу только лишь симпатию". Мы видим быт и нравы римского общества; видим, как протекала жизнь - в пирах, в боях зверей, в неге и праздности; внутренней опустошённости, в мистицизме и вере в языческих богов.

"... В противовес им [окружению главных героев] Арбац и Главк - натуры сильные, деятельные. Их соперничество в борьбе за сердце красавицы Ионы и составляет основу сюжета..." Любовный треугольник: что победит - добро и внутреннее благородство Главка, молодого грека "...он был хорош собою, обладал цветущим здоровьем, был богат, знатен, одарен добрым сердцем и высокой душою; у него не было только одного блага, самого высшего и дорогого, - отечества".  Про Главка можно сказать, что он живёт по совести,  "христианин до Христа" (автора фразы, к сожалению, не знаю...); добр и сострадателен (вспомним его отношение к бедной слепой цветочнице Нидии - добр, да, но до определённого предела: разделение на слуг и господ).
И Арбац-египтянин. Ему 40 лет, и во всём облике его есть что-то такое пугающее и отталкивающее, зловещее даже: "Непреклонный, гордый деспот", " - ... Он производит на меня впечатление скелета, выставленного в пиршественном зале, или приведения, явившегося внезапно посреди веселого общества..." Он - жрец Изиды. Служитель тёмных сил и мистики; человек, презирающий и ненавидящий греков и римлян - завоевателей его Родины: "Нам, моему племени, моему отечеству вы обязаны всем - и вашей цивилизацией и даже вашей религией. Ваши познания, ваша поэзия, ваши законы, ваше искусство, даже ваше военное искусство - все вы выкрали у нас, египтян!"
И в центре этих двух таких разных мужчин - Иона, красавица и нежным сердцем. Жаль, что характеристики её в романе уделено буквально 2-3 строчки...

Не буду портить интригу. Скажу лишь, что жизнь расставит всё по местам.

...Вторая ключевая тема романа - распространение христианства. "... Практически не располагая подлинными документальными свидетельствами о раннем периоде христианства... Е. Тур дала свою вресию жизни и деятельности первых христианских общин, сосредоточив свое внимание на духовно-нравственных идеалах этого религиозного учения, отражавшего чаяния наиболее угнетенных слоев Римской империи". О той эпохе осталось слишком мало свидетельств и доподлинно неизвестно, как всё происходило, были ли христиане в Помпее или нет - кто знает... Автор по своей воле меняет, выстраивает ход исторических событий так, как лучше по сюжету, иногда не считаясь с исторической достоверностью (например, "в продолжении 60 лет Везувий оставался спокойным, и жители Помпеи не опасались его извержений. Землетрясение, случившееся так внезапно и скоро миновавшее, перепугало жителей Помпеи..."  - но точно известно, что было землетрясение в 63 г. н.э., как предвестие грядущей катастрофы).
И, как мне кажется, сцена в цирке относится, скорее к более позднему периоду гонений на христиан. Но я не специалист, не знаток истории - я просто читатель.

Так о многом хочется рассказать вам, друзья мои. Но я остановлюсь, не переступив черты, не сбиваясь в пересказ романа. И скажу лишь: не стоит искать глубины в характерах героев романа Евгении Тур, её герои лишь описаны поверхностно (не в счёт Арбац и Главк); взгляд читателя лишь слегка скользнёт по героям романа "Последние дни Помпеи" и почти не оставит следа в памяти...
Tags: рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments