"... Как и любовь — красная. Буря. Ураган, который уносит неведомо куда. Землетрясение, которое крушит всё..."
Белое и красное — два основных оттенка книги "Белая как молоко, красная как кровь" Алеесандро Д`Авения; два оттенка противоположности, словно две стороны одной медали: одна, белая, говорит с тобой о тишине и печали, вторая же, красная — о любви, пламени, любви. Да что противоположности? Противоречия, такие контрастные.
А белый цвет — он где-то цвет смерти, а где-то — цвет радости. Красный так же, — и радость, и печаль.
Всё символично в этой жизни, в гармонии цветов, в радуге красок. О цветах можно говорить долго, искать разные значения, спорить, доказывать, знать и верить; подбирать оттенки и смешивать цвета.
Как и книги, которые состоят из цветов (это не только обложка, и картинки; но и цвет текста (не краска) — внутреннее содержание, скрытый смысл), — из цветов, что могут согреть душу, а могут и заморозить.
... Я несколько раз проходила мимо этой книги, "Белая как молоко..."; возвращалась, смотрела на обложку; думала, что может означать такое странное название (так явно говорящее нам об аллюзии к сказкам). И что-то каждый раз удерживало меня, останавливало, — что-то в глубине моей души сопротивлялось, не решалось, думало и медлило. Пробегало время, и я забывала о книге, как-будто её и не было, и я не слышала названия.
Но вот мы встретились снова, и я, вздохнув, взяла "Белую как молоко, красную как кровь" в руки, подержала, раздумывая — поставить обратно или всё же рискнуть. Риск — вещь осознанная (иногда), и я рискнула.
Ну что сказать, "ну что сказать, устроены так люди, Желают знать"?
Заметила перекличку с романом Воло Фабио "Импровизация на тему любви": так же рассказ построен в форме личного дневника, с переживаниями, мыслями и рассуждениями. Только у Фабио Воло перед читателями история мужчины, Джакомо, а здесь же, — история 16-летнего мальчишки. Но мысли так похожи (особенно в начале) и я ловила себя на мысли: да это же близнецы! Браво! Почти идеальное отражение друг друга.
Но только "Импровизация..." остаётся такой, какая она есть до самого финала, с рассуждениями о через чур личном и откровенном (иногда неприятным до крайности). А "Белая как молоко..." — она меняется, преломляется и течёт иначе, и финал, финал неожиданный (хотя, кто-то и скажет, что этого и следовало ожидать); да и написана мягче, проще и легче.
Мысли Лео о жизни, об училах (как же раздражало это слово "училы" — до рыка!), девушках, одноклассниках. Но самыми ценными для меня были нотки-мысли о философии, — глубко-серьёзные мысли о самом главном.
Каждая мысль, — как отдельная запись в нелинованном блокноте, в котором нет ни глав, ни разделов. А есть только слова: иногда скупые, иногда полные жизни и красок радуги. И ты невольно ищешь эти краски, упоминания о цветах радуги (фиолетовый — цвет неудачи, голубой — "... как все настоящие друзья..."), а найдя — добавляешь краски в свою копилку.
... Братья-близнецы ещё и в том, что перед нами книги о взрослении героев (не важно, сколько им лет), о зрелости:
" —... зрелость человека не в готовности умереть во имя какого-то благородного дела, а в желании смиренно жить ради него. И помочь его свершению".
Джакомо (вздыхаю, вспоминая своё знакомство с "Импровизацией на тему любви") взрослеет, благодаря (или — из-за; как правильно, друзья?) любви. Лео (мы знакомимся с ним, и он уже влюблён и как же красиво говорит о своей любви!) — сталкивается со смертью, с потерей.
Разные люди, незнакомые между собой, и в чём-то, тем не менее, похожие.
... Любовь и смерть, начало и конец. О любви мы говорим, её превозносим; говорим, что влюблённость — это прекрасно. Прекрасное время. когда жизнь становится ярче и богаче.
А о смерти мы молчим. Нам страшно. Для кого-то — смерть это конец, небытие, ничто. А для кого-то — избавление и покой. Переход в неведомый мир, такой непонятный и странный.
""Не знаю, понял ли ты, что я умираю".
Слова её тысячами иголок вонзаются в мои вены. Я ничего не понял в жизни, ничего не знаю о страдании, смерит, любви. А ведь я верил, что любовь побеждает всё. Обманывался. Как и все: играем всё по тому же сценарию в этой комедии, чтобы погибнуть в конце. Это не комедия, это триллер".
Роман "Белая как молоко, красная как кровь" не только о первой любви, но и о выборе, о мечте, об учителях и учениках, о жизни в целом (такой, какая она есть), о ревности, страдании, потери, спорте, собаках. Да о много, право.
Я поставила книге "3" — за трудности чтения, за излишнюю откровенность (на мой взгляд) в начале романа, за некоторые слова, что резали мой слух.За то, что эта книга не стала мне родной, и перечитывать её я не буду.
Хотя, вместо тройки, я хотела сначала поставить "4", но увы... не тянет книга на четвёрку.